Чтобы лучше понять даосскую концепцию инь и ян, попытайтесь вообразить нашу вселенную до Большого взрыва: плотный шар энергии, сконцентрированный сгусток жизни, несущий в себе прообразы всего того, что было, есть и будет существовать в универсуме... Этот образ позволяет нам понять китайские представления об энергии «ци» – «дыхании жизни», присутствующем и в живых существах, и в неодушевленных предметах; и на кончике нашего мизинца, и в недосягаемых глубинах космоса.
Согласно учению даосизма, эта первичная, исконная энергия существует в форме двух взаимодополняющих начал – инь и ян. Инь, женское начало, ассоциируется с темнотой, влагой, прохладой, внутренним пространством, пустотой; в то время как ян – олицетворение мужской энергии – воплощает в себе свет, тепло, внешнее пространство, полноту... Вечно противостоящие друг другу, инь и ян тем не менее неразделимы, поскольку по отдельности их существование невозможно: в каждом из них непременно содержится зародыш другого.
Мировая энергия
Именно этой нерасторжимостью двух мировых начал и объясняется присутствие в каждом мужчине толики женского, а в каждой женщине – частицы мужского. «Человек, наделенный как мужскими, так и женскими свойствами, станет вместилищем всей мировой энергии», – писал в V в. до н. э. философ-даос Лао-Цзы. Этот же дуалистический принцип, выраженный парой понятий «animus» – «anima» («дух» – «душа»), лег в основу взглядов Карла Густава Юнга (Carl Gustav Jung), создателя аналитической психологии. Согласно Юнгу, душа-анима олицетворяет женскую природу в бессознательном мужчины, а дух-анимус выполняет аналогичную функцию у женщин. Юнг, как и последователи даосизма, полагал, что задача каждого человека – достичь равновесия и гармонии между двумя этими противоречивыми началами, управляющими каждым нашим шагом. Иными словами, если вы мужчина, вам, вероятно, будет полезно более активно использовать вашу энергию инь, а если женщина – обратить внимание на возможности, заключенные в ян.