ВИП-ИНТЕРВЬЮ
Игорь Краснопольский - профессиональный психолог. К тому же он довольно известный и почитаемый поэт, участник (далеко не последний) довольно известной в Москве группы "Код Города".
МИЛЕНА: Игорь, в психиатрии, насколько мне известно, существует специальный термин "пубертатный суицид" - явление, которое обозначает суицид подростков. По вашему мнению, действительно существуют какие-то отличительные признаки подросткового суицида, и что это за признаки?
ИГОРЬ: С точки зрения психоанализа, а также многих "теорий вообще", разницы нет, кто именно совершает самоубийственный акт, взрослый или подросток.
В каком-то смысле самоубийство - признак инфантильности. В пубертатный период растет КОЛИЧЕСТВО самоубийств: во-первых, обостряется конфликт индивида с обществом, так как встраивание в любую систему ни для кого не может пройти бесследно; во-вторых, возможно несоответствие увеличившегося числа требований и обязательств, налагаемых обществом, и возможностями индивида по их выполнению, обусловленными предыдущим опытом (попросту - недостаточностью жизненного опыта). Результат - стресс. Прочее, типа первой несчастной любви и всего такого, - небольшие текстурные изменения общего фона.
МИЛЕНА: Распространено мнение, что подростковый суицид имеет демонстративную форму. Подросток, де, рассуждает так: "Вот я умру, все будут плакать над моей могилой, поймут, как они были не правы, а потом я оживу". Насколько это мнение правильно?
ИГОРЬ: Полагаю, что данная форма свойственна, вообще говоря, не подростковому, а детскому возрасту. Наверно, можно говорить о психологическом созревании как об осознании необратимости смерти. Демонстративность сама по себе суициду присуща (одни записки чего стоят!).
Многие психологи, например Келли, одной из целей самоубийства считают желание доказать достоверность (небессмысленность) своей жизни.
МИЛЕНА: Насколько я знаю, раньше суицид считался признаком психического отклонения. Суицидентов, выживших после первой попытки, ставили на учет у психиатра, а после нескольких попыток - даже помещали в психбольницу. Сейчас мнение психиатров изменилось, но - все-таки, в каких случаях детский или подростковый суицид на самом деле является признаком психического заболевания, и что это за заболевания?
ИГОРЬ: Мнение психиатров мне неизвестно. Не думаю, что суицид - признак болезни. Склонность к самоубийству - предмет размышления на предмет обращения к психологу или психотерапевту, но не к психиатру. Суицидентов держали в больницах, чтобы те могли пережить под наблюдением данный период жизни - других мест не было. Неудавшийся самоубийца, как правило, не очень-то и старался... Есть какой-то процент самоубийц по причине тяжелой или неизлечимой болезни, в том числе наркомании, но это не в счет.
МИЛЕНА: В одной статье прочла о росте самоубийств в отдельном регионе, причину которого нашли сразу - вспышка магнитной бури. Магнитную бурю оставим в покое, но все-таки, каковы истинные причины подросткового суицида, иными словами, почему они это делают? Точнее, почему одни подростки справляются со своими проблемами без принятия таких кардинальных решений, а другие - хватаются за барбитураты, вешаются, прыгают с десятого этажа?
ИГОРЬ: Э-э-э... Знал бы, как говорится, прикуп... Были бы известны причины, случаи самоубийства сводились бы на нет. Ответ на такой вопрос возможен только для частных случаев, а искать причины следует, грубо говоря, в противоречии между психическим и социальным: насколько глубоко оно зашло, известны ли способы их преодоления и т.п., а также наполнение этих сфер: что читал, о чем знает, к чему склонен, как общается, чему учится и т.п. Допустим, наглотаться дряни может как девочка, начитавшаяся исключительно женских и трагических романов, где этот способ демонстрации зачастую вполне одобряем, так и уличный пацан, не читавший ничего, кроме букваря, но питающий склонность к любой химии, так и вундеркинд, которого "среда заела", которого утомляет собственный статус в обществе.
МИЛЕНА: До середины 20 века считалось, что самоубийство вообще не присуще детям. Во второй половине двадцатого века подростки попали в группу риска суицида. С чем это связано?
ИГОРЬ: Да ладно! Макаренко читали? Чобот повесился - ему 16 было или 17. Другое дело, что он нам кажется взрослым! А сколько было Ромео с Джульеттой? Сейчас просто "довзрослый" срок удлинен. В 12 лет замуж не выдадут, в 15 на войну не пошлют.
МИЛЕНА: Насколько экономические, политические, может быть, социальные реалии влияют на рост числа самоубийств среди подростков. Я не говорю о самоубийствах по причине: "Есть нечего". Но - насколько общественные явления и процессы могут влиять на увеличение числа подростков-самоубийств, включая тех, кто решил умереть из-за несчастной любви? Иными словами, насколько объективные реалии влияют на принятие подростками такого решения?
ИГОРЬ: Сложный вопрос. Влияют безусловно. Ведь, по тому же Келли, суицид также может быть актом ухода от действительности в результате фатализма (излишня предсказуемость) или тотальной тревоги (излишняя непредсказуемость). Эти самые "реалии" служат изменению содержания ценностной, моральной сфер как общества, так и индивида и его окружения. Но как именно и в какой степени - затрудняюсь ответить.
МИЛЕНА: Депрессия, известно, чаще всего предшествует подростковому суициду.
Во времена моей "юности" много писали о переходном возрасте, о сложности подросткового бытия. Моя мама говорила: "Когда мне было 13 лет, у меня почему-то не было переходного возраста". И ведь в самом деле, о таком явлении не знали, и проблем с подростками было меньше. Или нет? Не способствует ли излишнее внимание к эмоциональному состоянию ребенка на зацикливании на своих проблемах уже со стороны ребенка? Или, наоборот, излишнее внимание носит поверхностный характер, а на самом деле ребенок, даже чувствующий ежеминутную заботу, на самом деле остается одиноким и в этом смысле ничем не отличается от подростка из неблагополучной семьи? Есть ли различия между суицидом детей из благополучных и неблагополучных семей? Если есть, то в чем они - по причинам, формам осуществления и т.д.
ИГОРЬ: О-о-о... Мне как раз казалось, что подростковый суицид более спонтанен, поскольку меньше социальных связей и обдумывания их разрыва. Понятно, что в XIX веке, когда в 13 лет либо замуж, либо в корпус, было не до рефлексий по поводу переходного возраста. После войны, революции - тоже (кушать очень хочется). А уже в 60-е годы - началось. Причина - осознание ребенком своей самости, каковая напрочь выводилась в довоенной пионерской организации или макаренковской "казарме". А тут - тлетворное влияние Запада, все дела... С другой стороны, помянутые герои Шекспира со своей трагедией - это что? Статистикой по суицидам не владею, пардон.
Прокомментировать ее мог бы, спекулятивно выискать причины - тоже. Но в той модели, которая здесь представлена (соотношение психического и социального), это может сделать каждый.
МИЛЕНА: Еще раз о несчастной любви. В чем все-таки истинная причина подростковых самоубийств на почве несчастной любви? Неужели в свои 13-15 лет они на самом деле испытывают настолько сильные чувства? Или гормоны бушуют? Или подростковый максимализм проявляется: "Все или ничего"?
ИГОРЬ: Проявляется. Испытывают. Бушуют. А то нет? Истинная причина - в недоразвитых участках моральной, волевой, ценностной, когнитивной (познавательной) сфер.
МИЛЕНА: А что вы можете сказать по поводу суицида фанатов? Ведь если родитель имеет хоть какую-то возможность помочь ребенку пережить любовные страдания (вспомните "В моей смерти прошу винить Клаву К."), то фанатам помочь невозможно. Вот хочет юноша взаимности от Земфиры, и все тут. И то делать маме? Земфиру штурмом брать?
ИГОРЬ: А при чем тут мама? Хочет - пусть добивается. Пусть посвятит этому пять лет, пока не надоест. Я бы на месте мамы в какой-то момент начал поддерживать, тогда решение о прекращении бессмысленных занятий будет исходить от самого фаната. Труднее с так называемыми "жабами", они же "группис". Но эти по крайней мере долго живут... Значит, родительская поддержка должна быть не беспредельной.
МИЛЕНА: Игорь, что вы можете пожелать подросткам, которые хотят уйти из жизни?
ИГОРЬ: Какой еще может быть ответ, кроме - "не уходить!"?
Закройте глаза. Мир пуст и черен. Приоткройте их чуть-чуть. Мир узок, нечеток, бледен. Таким он кажется и тому, кто считает, что жить незачем. Он не видит всего мира во всем его многообразии и сложности. А для того, чтобы увидеть, нужно всего лишь маленькое усилие: распахнуть глаза и оглядеться.
МИЛЕНА: Что вы можете пожелать родителям подростков?
ИГОРЬ: Умеренности в проявлении родительских чувств по отношению к детям. Например:- быть просто добрым, а не злым или добреньким; быть внимательным, а не назойливым или безразличным; быть руководителем, а не надсмотрщиком или потакателем капризов; быть собеседником, а не лектором или "стенкой"... Те, кто после запятой - вашему ребенку не так уж нужны. А вот если есть в мире кто-то, кто нужен и кому нужен - уходить отсюда нельзя.